СВЯТО-АРТЕМИЕВ ВЕРКОЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Основой для данного раздела послужили материалы с сайта http://www.monastirverkola.ru
В глуши Архангельского края, на левом берегу реки Пинеги вот уже четыре столетия высится знаменитый Артемиев Веркольский монастырь. Когда-то окруженный многолюдными деревнями, кипучей жизнью, в XX веке он узнал запустение и забвение. Но Господь сохранил Верколу для молитвы – с начала 90-х годов в обители Святого праведного отрока Артемия возродилась монашеская жизнь.
Путь в монастырь связан со
многими трудностями; дорога из Москвы занимает двое суток. Сейчас до монастыря
добираются "на перекладных" из Архангельска до поселка Карпогоры по железной
дороге, а оттуда на автобусе до села Веркола. Монастырь от села отделен широкой
рекой, к нему переправляются на лодке. Многое пережила обитель за столетия: не
раз горела, но отстраивалась вновь, беднела и находилась на грани закрытия, но
возрастала вновь до славы первого монастыря епархии.
Основание монастыря относится к началу XVII века, когда иноческая жизнь с особой силой процветала в "полунощной стране", как прежде именовали Архангельский край. Долгая морозная зима, короткое лето, песчаные неплодородные земли – все здесь располагает к молитвенному подвигу, быть может, оттого так богат Русский Север монастырями, так плодотворна здесь ионическая жизнь.
Но и жизнь мирян в этом суровом краю полна лишений и трудов, оттого люди здесь чище и тверже в вере. Может быть, поэтому в сонме Святых Архангельского края не только преподобные отцы, прославленные непорочностью иноческого жития, но и святые праведники, стяжавшие святость в миру. Замечательный пример тому – покровитель монастыря Святой отрок Артемий.
Святой праведный Артемий (1532
г. – 6 июля 1544 г.) родился в Верколе, в благочестивой крестьянской семье. Его
родная сестра, память которой почитается в этих местах, известна как праведная
Параскева Пиринемская. "С юных лет славился он в своем селении кротостью нрава и
добродетелями, свойственными летам зрелым". Чуждаясь детских игр, он работал в
поле вместе с родителями – автор жития XVII века говорит о святости
земледельческого труда, сравнивая его с простой и полной величия жизнью
ветхозаветных праведников. Однажды, когда Святой Артемий с отцом и матерью
трудился в поле, разразилась гроза. В это время Святой отрок был исхищен
Господом из течения земной жизни: он от "громного страха преставися". Жители
селения не решились предать тело земле, подумав, что такой кончиной он был
наказан за тайные грехи. Однако через 33 года его мощи обрели нетленными – от
них исходил чудный свет. Так Господь прославил своего сокровенного угодника: от
его Св. Мощей сразу после обретения стали происходить многочисленные исцеления.
Смирение и послушание, скрытое от людей добродетельное житие и чудеса – все это
принесло Святому Отроку огромную славу и любовь русского народа.
На месте обретения Святых мощей
и был основан монастырь. Точной даты основания мы не знаем, но известно имя его
основателя и первого ктитора: им был тогдашний воевода Кевролы и Мезени Афанасий
Пашков. Обитель была им основана в благодарность за исцеление сына по молитвам
праведного отрока Артемия. Это произошло после 1635 года. Чудеса от мощей
Святого были широко известны на Руси: весь Пинежский край был избавлен от
лихорадки, свирепствовавшей там в конце XVI века. Святой исцелял от самых разных
болезней: сохранилось подробное описание 80 чудес, происшедших с момента
обретения мощей в 1577 году до конца XVIII века. Среди чудес приводится рассказ
о том, как преподобный Трифон Вятский по дороге в родное село Малая Немнюжка
близ Верколы исцелил у мощей Св. Артемия от "расслабления руки". Весной прошлого
1999 года в иконную лавку Артемиево-Веркольского монастыря в г. Архангельске
пришла женщина и купила много икон Праведного Отрока. Когда ее спросили, зачем
ей столько, она рассказала о чуде, происшедшем с ее сыном. Мальчик отставал в
учебе, несмотря на все его усилия. Как-то раз во сне ему явился Св. Артемий и
повелел ему молиться. Проснувшись, мальчик прочитал молитву "Отче наш", которую
не мог до этого выучить, а вскоре стал хорошо учиться. Это чудо показывает, что
Святой отрок Артемий, как преподобный Сергий Радонежский, праведный Иоанн
Крондштадтский и святитель Гурий Казанский является покровителем и наставником
детей, стремящихся к духовному познанию и школьной грамоте.
В 1649 году Царь Алексей
Михайлович назначил жалование в монастырь, а через год его сестра, Царевна Ирина
Михайловна пожертвовала монастырю богатые дары. Покровительствовал монастырю и
Святейший Патриарх Никон – в годы его патриаршества Пинежье относилось к
Патриаршей области, а в библиотеке Патриарха хранилось житие Св. праведного
Артемия. В Москве в храме Великомученицы Параскевы на Пятницкой улице был
освящен в 1701 году придел во имя Св. Артемия, в котором хранились его
Чудотворный образ и частица мощей.
Монастырь процветал до середины XVIII века, пока он не был переведен за штат (в 1764 г.) и лишен всех земель и угодий. К 40-м годам XIX века его вовсе хотели закрыть, но по Божьему Промыслу монастырь оказался в числе 340 обителей, которым по завещанию графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской (в иночестве Агнии) полагался капитал в 5000 рублей. Это спасло монастырь от уничтожения, а мудрые настоятели смогли приумножить состояние обители. В конце XIX века монастырь сам жертвовал крупные суммы на самые разнообразные нужды: на помощь христианам в турецком плену, на Архангельскую епархию, на храмы и монастыри, на духовное училище и школы. С 1910 года монастырь удостоился чести управления епископами. Первым епископом Кемским, викарием Архангельской епархии стал Варсанофий (Вихвелин). Через три года в 1913 году он стал носить звание епископа Пинежского. Обитель в это время была известна по всей России: "Весной 1904 г. монастырь участвовал на первой Всероссийской выставке монастырских работ, устроенной в Таврическом дворце в С.-Петербурге, и получил похвальный отзыв за экспонаты (икона Св. Артемия, резной костяной и деревянный кресты, сапоги и ремни)". В монастыре действовали рукодельные, живописная, переплетная, сапожная, портная, красильная и кузнечная мастерские. "Во всех этих мастерских действующими лицами является ... братия монастыря. Наемного труда здесь нет почти вовсе; так называемые черные работы отправляются братиею..." . По описаниям современников обитель тогда процветала: "Веркольский первоклассный монастырь еще издали обращает на себя внимание своей солидностью и благоустройством. Точно маленький город, стоит он на высоком берегу Пинеги, обнесенный красивой каменной стеной...". "На самой грани монастыря вас встречает инок-привратник; работы по кухне, погребу, пекарне, хозяйственная часть, сад, огород, полевые работы, рыбный промысел, – все это распределено между братиею, и душой всего является игумен, настоятель монастыря".
Как Святой отрок Артемий в 12 лет достиг меры возраста Христова, так и маленький монастырь в глуши возрос до всероссийской славы.
Недалеко от Верколы находится
село Сура – родина праведного Иоанна Кронштадтского, который еще мальчиком
каждый год заезжал в обитель. Впоследствии, будучи прославленным на всю Россию
молитвенником, батюшка всегда посещал монастырь по дороге на родину, где он
основал девичью обитель. Св. праведный Иоанн много помогал Веркольскому
монастырю: на его средства над мощами Святого Отрока в 1892 году устроен
вызолоченный деревянный балдахин, новая рака. Отец Иоанн Кронштадтский принимал
живое участие в строительстве главного монастырского храма – Успенского собора,
он произнес замечательные проповеди на его освящении 14 и 15 июля 1897 года,
которые помещены во второй части книги. Праведный Иоанн Кронштадтский очень
почитал Святого Артемия: им составлен Акафист Святому Отроку. Последним
настоятелем монастыря стал Павел (Павловский) епископ Пинежский, викарий
Архангельской епархии (1917-1926 г.г), ставший в последствии епископом
Старицким, викарием Тверской епархии.
При разорении обители в 1920
году братия успела в тайном месте спрятать мощи Св. Артемия от поругания. По
некоторым свидетельствам, ныне они находятся под спудом на территории монастыря.
Другие Святыни обители – три серебряных креста с частицами мощей великих
угодников Божиих – апостолов Андрея Первозванного и архидьякона Стефана,
святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста,
великомучеников Пантелеймона Целителя, Екатерины, Татианы и других – были
утрачены тогда же. Часть братии приняла мученическую кончину. Старожилы помнили,
как в 1920 году на берегу Пинеги сжигали книги и иконы, а в конце 30-х были
разобраны на кирпич стены монастыря, башни и колокольня. В разные годы в
монастырских зданиях размещались поселковая коммуна, детский дом и
общеобразовательная школа. Оставленные без ремонта храмы и корпуса страдали от
непогоды: протекала крыша, и промерзали стены. Все это довершило разрушение
северной Святыни.
Возрождение обители началось по
инициативе уроженца села Верколы писателя Федора Абрамова и его жены. Он
похоронен по своему завещанию напротив монастыря, так, чтобы при Воскресении из
мертвых восстать лицом к Святой обители. Л.В.Крутикова-Абрамова по смерти
супруга в 1989 году организовала общину верующих, добилась ее регистрации и
возобновления богослужений в храме в 1990-м году. В следующем году был вновь
открыт сам монастырь. Зажженная лампада постепенно разгоралась: затеплилась
молитва, начались регулярные богослужения, на храмах появились кровли, главы и
венчающие их кресты. Начала восстанавливаться и хозяйственная жизнь; число
братии стало расти. Первыми наместниками монастыря были иеромонахи Иоасаф (Василикив)
и Алексий (Тетерин).
Епископ Архангельский и
Холмогорский Тихон (Степанов) в 1998 году назначил наместником игумена Варнаву (Пермякова).
При нем возрождение обители пошло быстрее: теперь в монастыре живет более 20
человек братии, из них 12 – монахи, 9 из которых в священном сане. В
Архангельске устраивается монастырское подворье, в Карпогорах идет подготовка к
возведению нового храма. Артемиево-Веркольский монастырь покровительствует
церкви в Суре, где готовится к открытию Иоанновская девичья община. Монастырь
помогает многим селам и деревням, проводит с их жителями духовные беседы,
совершает массовые крещения и готовит к открытию храмы.
Об обители печется Патриарх
Московский и Всея Руси Алексий II. Когда
Святейший Патриарх посещал село Суру – родину Св. Иоанна Кронштадтского, он
трижды облетел на вертолете монастырь и благословил его с воздуха, а чуть позже
пожертвовал туда грузовой автомобиль.
Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон (Степанов), настоятель и священноархимандрит обители, имеет о ней постоянное отеческое попечение. Владыка постоянно посещает монастырь, рукополагает достойных в священные степени, утверждает постриги. Он заботится о духовном образовании насельников: по его благословению ряд монахов обучается в Московской Духовной семинарии.
Устав обители составлен по образцу Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. Еще в XIX веке настоятели Веркольского монастыря своим образцом считали Святую Гору: в 1879 году архимандрит Феодосии (Орехов) устроил в монастыре надвратный храм в честь Иверской иконы Божией Матери, следующий настоятель – архимандрит Виталий – удалился на покой на Святую Гору. Один из иноков нынешней обители подвизался на Афоне два года. Игумен, испытывая другого монаха, предлагал ему уехать на Святую Гору, но он отказался из-за многолюдности современного Афона. И действительно, Веркольская обитель тише и недоступнее Святой Горы. Море здесь заменяют болота, леса и широкая река, отделяющие монастырь от многомятежного мира.
И лишь во дни празднования
памяти Св. Артемия монастырь оживает – в него съезжаются паломники из Суры,
Карпогор, Санкт-Петербурга и Москвы. Летом 1999 года обитель посетил известный
московский протоиерей Артемий Владимиров и 40 прихожан его храма. Отец Артемий,
почитая память своего Небесного покровителя – Праведного Артемия, много помогает
монастырю. Посещают и заботятся об обители и другие духовные лица, а также
благочестивые миряне. Немало трудов нужно положить, чтобы восстановить монастырь
в былом благолепии, а тем более наладить духовную жизнь. Все благотворители
записываются в синодик и усердно поминаются братией на богослужениях.
Монастырь старается не только духовно возродить Пинежский край, но и наладить в нем хозяйственную жизнь. Насельники являют собой пример неустанного труда: каждый новый день в монастыре начинается в 5 часов утра. Через полчаса – братский молебен Святому отроку Артемию, затем полунощница и утренние молитвы, утреня, часы и ежедневная Божественная Литургия. После этого братия отправляется на разнообразные послушания: игумен и монахи, послушники и паломники – все трудятся вместе на лесоповале, на рубке дров, на пашне и на переправе. Так вся братия вместе предстоит на молитве и вместе добывает свой насущный хлеб. Трапеза в монастыре положена дважды в день. В 17 часов начинается вечерня, повечерие и монашеское правило, а к 22 часам братия расходится по кельям. Монашествующие сочетают телесный труд с духовным – Иисусовой молитвой, проповедь миру со смирением, послушание с воздержанием. Они стремятся стать примером для мира, путеводителями в Царствие Небесное.
Просим всех православных христиан помолиться о возрождении Веркольской обители; о том, чтобы монастырь, подобно другим иноческим обителям, стал, как и прежде, образцом хозяйственной и, что самое главное, – центром духовной жизни.
Контакты и реквизиты
Контакты
164606, Архангельская область, Пинежский район, село Веркола, тел.: (81856) 3-41-30
Реквизиты
ИНН
2919000674
КПП 291901001
Рублевый р/сч. 40703810004010100176 в Архангельском ОСБ №8637
БИК 041117601
кор/сч. 30101810100000000601 в ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Архангельской области.
Транзитный валютный р/сч. 40703840604010200530 в Архангельском ОСБ №8637
БИК 041117601
кор/сч. 30101810100000000601 в ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Архангельской области.